Строим дом быстро и без капитального фундамента
Опубликовано: 23.04.2021
Дома из морских контейнеров: быстро строятся, не требуют капитального фундамента, могут расти вверх и вширь.
«И когда на море качка и бушует ураган«, морские контейнеры выдерживают все экстремальные воздействия и обеспечивают сохранность грузов. А если так, то идея использовать их в качестве основы для жилых построек представляется вполне логичной. Нельзя сказать, что такие жилища у нас очень уж распространены, но присмотреться к их преимуществам однозначно стоит.
Строительство из морских контейнеров, по сути, объединяет в себе две технологии — модульную и каркасную. Только в роли конструкционного модуля, он же силовой каркас, выступает короб в форме параллелепипеда с ребрами жесткости в виде профильных металлических балок. Контейнеры, изначально рассчитанные на самые сложные условия эксплуатации, производят из легированной кортеновской стали толщиной 1,5–2 мм, которая обладает очень высокой прочностью и устойчивостью к воздействию любых атмосферных факторов.
Практика использования небольших контейнеров (5, 10 футов) для устройства в них гаража, мастерской или подсобного помещения не нова. На возведение жилых зданий, как правило, идут изделия таких типоразмеров, как 20-, 40- и 45-футовые, шириной 2,4 м и высотой чуть меньше 2,7 м (стандарт High Cube Pallet Wide). Проблема недостатка высоты и ширины решается благодаря модульному принципу строительства: контейнеры ставят друг на друга и демонтируют «перекрытия», а также стыкуют по длинной стороне и срезают разделяющие их стены. Таким образом, площадь дома может составлять от 15 м² (один 20-футовый контейнер) до практически любой желаемой величины, в зависимости от количества и размера модулей.
Преимущества «контейнерного» домостроения
Постройка получается относительно легкой и не нуждается в мощном фундаменте. Гараж или сарай из контейнера можно установить просто на уплотненный слой щебенки или замощенную площадку, а дома обычно опирают на малозаглубленную ленту, столбчатое или свайное основание, приваривая конструкцию к закладным. Поскольку скорость проведения работ — это главное преимущество строительства из морских контейнеров, служащих готовой коробкой здания, то винтовые сваи являются для них оптимальным вариантом фундамента. Они позволяют легко вписать постройку в любой сложный рельеф, обеспечивают возможность расширения жилой площади за счет присоединения дополнительных модулей, а также перестановки дома или даже переезда на другой участок. Проделать все это в случае бетонного фундамента будет гораздо труднее и потребует больших финансовых затрат. Время года для установки свай не имеет значения, что тоже немаловажно, так как «контейнерное» домостроение всесезонное. Важный момент: на дачный домик из контейнера, установленный не на капитальный фундамент, а, к примеру, на забетонированную ровную площадку или, в мобильном варианте, на колесную базу, не придется получать разрешение на строительство, а также ставить его на кадастровый учет.
При заказе контейнеров на фирме, занимающейся проектированием и строительством объектов подобного рода, оконные и дверные проемы и все технологические отверстия выполняют в заводских условиях при подготовке модулей. Можно их вырезать и непосредственно на стройплощадке. Формат остекления, которое может быть и панорамным, и количество перегородок (чаще всего их делают на основе металлокаркаса) определяются проектом. Все кромки срезов, а также места сварки конструкций с фундаментом и между собой должны быть тщательно обработаны антикоррозионными составами.
Утепление контейнера
Понятно, что металлические стены нуждаются в надежной тепло- и звукоизоляции. Изнутри их утепляют одним слоем минераловатных плит в 50 или 100 мм либо, как вариант, напыляемым пенополиуретаном, а снаружи выполняют двухслойное утепление расчетной толщины. Со стороны помещений стены обшивают гипсокартоном, ЛДСП, ОСП или фанерой под последующую окраску или оклейку обоями; фасады могут быть отделаны сайдингом, планкеном, декоративными панелями, так что внешне дом из морских контейнеров ничем не будет отличаться от традиционных загородных жилищ. К слову, если речь идет о неотапливаемой даче или летнем гостевом домике, то на наружном утеплении и облицовке имеет смысл сэкономить и просто покрыть стены двумя слоями защитной краски по металлу. Отсутствие «мокрых» процессов в черновой и чистовой отделке контейнерных зданий вносит существенный вклад в сокращение сроков строительства и снимает все ограничения по условиям проведения работ. Впрочем, ничто не мешает устроить на доме навесные фасады и оштукатурить или облицевать их плиткой, придав постройке солидный «каменный» вид.
Металл очень хорошо проводит тепло. Поэтому даже в летнем домике из контейнера без внутреннего контура теплоизоляции не обойтись, иначе в нем будет просто невозможно находиться из-за жары.
В конструкцию пола (многослойная фанера/ОСП по продольным и поперечным стальным балкам) укладывают, например, плиты пеноплэкса и подшивают оцинкованными листами, потолки изолируют той же полиуретановой пеной. Если утепление стен, крыши и дна контейнера сделано согласно теплотехническому расчету для конкретной климатической зоны, установлены теплые стеклопакеты и теплая входная дверь, то дом будет полностью отвечать современным нормам по теплосбережению. Более того, при качественно выполненной изоляции достигается такая степень герметичности конструкции, которой намного сложнее добиться в случае с классическим каркасником и которая, в сочетании с соответствующими инженерно-техническими решениями, позволяет превратить металлический контейнер в настоящее энергоэффективное жилище.
В число других достоинств контейнерных домов входит четкая геометрия коробки, что обеспечивает удобство отделки; недоступность для грызунов; долговечность (при условии качественной защиты от коррозии). Кроме того, им присуща высокая устойчивость к различным воздействиям — ударным, ветровым, сейсмическим. А допустимая нагрузка на пол контейнера в несколько раз превосходит ту, что установлена требованиями для жилых и даже общественных помещений. Чтобы не ощущать дискомфорта, в дополнение к основному отоплению по днищу контейнера рекомендуется проложить систему напольного обогрева
Разнообразие архитектурных решений
Несмотря на строгую заданность формы модулей, дома из морских контейнеров могут иметь оригинальную, стильную архитектуру и самую разную планировку. Высота построек составляет от одного до трех этажей. Та или иная компоновка элементов позволяет возводить дома любой конфигурации (П-, Н-, Г-, Т-образной и пр.), с двусветным объемом, антресольными ярусами, балконами и крытыми террасами на консольных выносах. В них можно реализовать такие решения, как очень популярное сегодня сплошное фасадное остекление, зонирование помещений с помощью перепада уровней, «парящие» галереи между частями здания. Контейнерные модули легко комбинируются с домами из любых материалов: как правило, они служат в качестве пристроек к каменным и деревянным коттеджам. При этом сами они — для восполнения недостатка высоты — нередко «наращиваются» каркасными надстройками.
Крыши домов преимущественно делают плоскими эксплуатируемыми, с ведущими на них наружными лестницами: их озеленяют, устраивают здесь площадки для отдыха, устанавливают солнечные панели для автономной системы энергоснабжения. Вообще же кровля может быть и односкатной, и традиционной двускатной, и комбинированной.
Быстровозводимое здание из морских контейнеров с дощатой обшивкой фасадов и классической чердачной кровлей невозможно отличить от традиционного деревянного загородного дома
Недостатки тоже есть
Серьезный минус — малая высота контейнеров. Единственный способ реально ее увеличить — ставить модули один на другой и делить их общий объем на полноценный и антресольный этажи. Именно из-за необходимости не потерять лишний сантиметр в таких домах обычно делают натяжные потолки.
Та же проблема и с полезной площадью помещений, которую съедает обрешетка для монтажа утеплителя и крепления обшивки. Так что, выбирая материал для стеновой отделки и прорабатывая планировку пространства, это следует учитывать. Ну а главный недостаток — это обратная сторона герметичности, а именно: помещение не «дышит», и потому в нем нужно обязательно предусматривать принудительную вентиляцию. Наилучшим вариантом для домов круглогодичного проживания будет система кондиционирования с рекуперацией тепла, которая поможет существенно экономить на отоплении. В любом случае это важная статья расходов.
Для установки контейнера на участке требуется подъемная техника, а значит, следует заранее обеспечить ей возможность туда заехать и произвести все необходимые манипуляции
Выбираем и покупаем
В продаже представлены как новые контейнеры, так и отправленные «на берег» по окончании разных сроков службы. При производстве изделия подвергают специальной многоэтапной обработке для усиленной защиты от коррозии, и даже у тех из них, кто «много плавал», ресурс этой защиты к моменту списания далеко не исчерпан. К тому же компании, занимающиеся «контейнерным» строительством, проводят подготовку бэушных модулей к последующему использованию. Их очищают, при необходимости рихтуют, выправляют гидравлическим домкратом гнутые балки, устраняют очаги ржавчины (ошкуривают, шлифуют, грунтуют, покрывают антикоррозионными составами). Понятно, что чем «моложе» контейнер, тем лучше, но судить о его состоянии только по «возрасту» не следует. Нужно убедиться в сохранности первичного или качестве нанесенного при ремонте защитного слоя, в отсутствии на поверхностях заплаток, правильности геометрии модулей (любые щели, перекосы и кривые углы свидетельствуют о деформации, а следовательно, о снижении прочности корпуса). Не лишним будет узнать, что именно перевозилось в контейнере, — не была ли это, скажем, токсичная «химия» или вещества с резким запахом.
Обратившись в строительную фирму, можно заказать дом из морских контейнеров по индивидуальному проекту, а можно использовать типовой вариант из каталога компании. Как правило, предлагаются дома «под ключ» в комплектации «базовая» (стандарт), «комфорт» и «премиум» (люкс). Две последние отличаются расширенным выбором материалов для теплоизоляции и отделки, оконных конструкций и оборудования. Инженерная часть включает в себя монтаж электрики, разводку труб водоснабжения и канализации, организацию системы отопления и кондиционирования. Дополнительно может производиться установка межкомнатных дверей, металлопластиковых входных групп, сантехприборов, устройств безопасности, навесов и др. Отдельная опция — меблировка, для которой применяются экономящие место предметы-трансформеры.
Чем ближе, тем дешевле
Как показывает сравнительный анализ, сооружение жилища из морских контейнеров дает возможность сэкономить до 30% средств, которые будут затрачены на возведение дома по традиционным технологиям загородного строительства. С момента заказа до сборки модулей на месте и полной готовности объекта к сдаче проходит от пары недель до 2,5–3 месяцев, в зависимости от размера и архитектурных особенностей здания. Основная загвоздка тут заключается в дальности, а вместе с тем и в стоимости транспортировки. Сумма, потраченная на доставку контейнеров, может не только съесть всю экономию, но и привести к значительному перерасходу бюджета. Для справки: для перевозки одного 40-футового или двух 20-футовых модулей понадобится контейнеровоз или длинномерный трал, один 20-футовый модуль увезет на себе автоманипулятор.
Стоимость контейнерных домов сильно отличается по регионам и зависит от количества, габаритов и компоновки модулей, толщины слоя утепления, вида отделки, технической оснащенности, наличия террас и пр. Так, например, в Санкт-Петербурге можно заказать коттеджи оригинального дизайна «под ключ» (с изготовлением свайно-винтового фундамента) по следующим ценам. Дом 15 м² (20') — от 500 тыс. руб.; 30 м² (40') — от 800 тыс. руб.; 45 м² (40' + 20', двухэтажный, с наружной или внутренней лестницей) — от 1 млн 600 тыс. руб.; 90 м² (40' × 3, одноэтажный, разные варианты компоновки модулей) — от 2 млн 800 тыс. руб. Высота потолков в помещениях — 2,5 м. (По данным компании «Строймодуль», СПб)
Собственно сами морские контейнеры для самостоятельного строительства можно купить по цене: 20-футовые бэушные — примерно от 80–100 тыс. руб., новые — от 200–250 тыс. руб.; 40-футовые — от 150 и от 300 тыс. руб. соответственно
Источник - ZAGGO.ru
Поделиться: