Про изменение порядка вывода залесенных сельхозземель из сельхозоборота в целях использования лесов

Центр Правовой Поддержки собственников проекта «Мой гектар» провел очередной вебинар об изменениях в законодательстве. На этот раз эксперты говорили про изменение порядка вывода зелесенных сельхозземель из сельхозоборота.

29 июня состоялся очень важный для собственников проекта «Мой гектар вебинар - он посвящен вопросу залесенности земель сельскохозяйственного назначения.

Стараясь быть в курсе любых изменений земельного законодательства, команда проекта «Мой гектар» делится новыми законами (правилами), которые помогают собственникам изменить статус участка и вывести залесенный участок сельхозземель из сельскохозяйственного оборота в целях использования лесов.

В вебинаре приняли участие эксперты по правовым вопросам проекта «Мой гектар»:

Руководитель Центра правовой поддержки собственников проекта «Мой гектар», Председатель Ассоциации градостроительного зонирования и территориального планирования Алексей Чернышов.



Заместитель генерального директора компании «Большая Земля», руководитель правового Департамента проекта «Мой гектар» Инна Демкина.



Предлагаем познакомиться с содержанием вебинара – ниже ключевые тезисы по изменениям законодательства, важным для собственников участков.

В последнее время федеральный центр каждый раз выпускает что-то новенькое в отношении земель сельхозназначения и в отношении градостроительной документации.

В этот раз мы говорим о том, что изменился порядок подачи уведомлений в отношении лесов на землях со статусом сельхозназначения.

Наконец, прописана новая процедура и определены ответственные органы - это самое главное. То есть, стала понятна процедура дальнейших действий как собственников, так и органов власти в связи с поданными теперь уже не уведомлениями, а заявлениями, о залесенности участка.

Устранена та правовая неопределенность, которая была в отношении всех поданных раньше уведомлений - когда земельные участки простаивали, а органы власти не запускали их в оборот в иной не сельскохозяйственный оборот в связи с их залесенностью. Существовала такая ситуация, когда собственники добросовестно выполняли свои обязанности, а орган власти не знал, что дальше делать с уведомлениями.

Что же нового появилось.

Теперь правительство определило, что такое «леса» на землях сельхозназначения - раньше такого критерия не было.

К лесам на землях сельхозназначения относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75% площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8—1 при одновременном наличии указанных признаков (сомкнутость крон принято выражать в долях единицы - от 0,1 до 1, т.е. отсутствие крон принимается за ноль, а полное смыкание крон - за 1. При этом просветы между ветвями в расчет не принимаются - "кроной" считается пространство, очерченное мысленно по крайним ветвям (периметру) кроны).

Как было раньше?

  • Раньше площадь зарастания определялась в 50%. Таким образом, сейчас процент зарастания увеличен на 25%.
  • Раньше не было критериев по высоте деревьев, а также по сомкнутости крон. В прежнем порядке деревья могли располагаться не плотно друг к другу, а на площади всего участка – теперь же они должны быть сомкнуты друг с другом, но возможно их чередование с кустарником.

Следующее, что изменилось, это то, на какой орган государственной власти мы теперь направляем заявление (ранее это было уведомление). Типовая форма заявления теперь тоже утверждена и является приложением к постановлению правительства №1509 от 21.09.2020. Заполнять форму заявления нужно в соответствии с теми данными, которые указаны в Постановлении и подается оно только в Россельхознадзор - не в три органа власти, как было раньше.

Напомним, раньше, кроме Россельхознадзора, собственник должен был подать заявление в Росреестр и Министерство сельского хозяйства. Теперь – в «одно окно», это Россельхознадзор и он проверяет правильность заполнения заявления.

К заявлению обязательно прилагается либо фотосъемка участка, либо видеосъемка. При этом определено, как собственник должен эту фото или видеосъемку производить. Она производится по поворотным точкам земельного участка, то есть, по условным границам, которые определены, - по часовой стрелке.

Если это фотосъемка, то делается 2 кадра – один кадр к следующей поворотной точке, другой внутрь земельного участка на тот лес, который вырос.

Если это видеосъемка, то тоже по часовой стрелке по поворотным точкам, то есть по границам земельного участка.

Если Россельхознадзор после проверки принимает документы, то в дальнейшем он направляет их на комиссию, в состав которой входит региональные Министерство лесного хозяйства и Министерство сельского хозяйства.

Также, представители Министерства лесного хозяйства будут выходить на участок с проверкой поданного вами заявления и выдавать экспертное заключение о соответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности, критериям отнесения их к лесам, указанным в Постановлении (представители ведомства будут замерять этот лес на участке).

После рассмотрения заявления, комиссия готовит заключение – либо положительное, что лес действительно есть в том объеме, как это определено законодательством. Если объем леса будет признан недостаточным, либо участок отнесен к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, то последует «отрицательное» заключение.

Россельхознадзор в случае принятия комиссией «положительного» решения, уведомляет все соответствующие органы власти, в том числе и Росреестр, о том, что земельный участок исключен из сельхозоборота в связи с тем, что на нем расположен лес.

При принятии комиссией «отрицательного» решения Россельхознадзор направляет правообладателю предостережение об устранении зарастания древесно-кустарниковой растительностью, в этом случае правообладатель должен принять меры по устранению зарастания.

Вывод экспертов

Наконец–то появилось регулирование, как дальше органы власти должны поступать с заявлениями собственников. То, чего не хватало раньше – описания алгоритма действий органов власти по заросшим сельхозучасткам в связи с выводом их из сельхозоборота.

Заданы и новые обязанности собственника в отношении лесов, если принято положительное решение комиссией.

  • Собственник обязан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила лесовосстановления, правила заготовки древесины.
  • Появилась обязаность составлять материалы по освоению этих лесов и в течении года с момента принятия положительного решения эти материалы направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в статьях 81—84 Лесного кодекса Российской Федерации - для проведения государственной или муниципальной экспертиз

Подают лесную декларацию в уполномоченные органы в порядке, установленном частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации. Видов использования лесов на участке достаточно много – они закреплены пунктами 1—8, 10, 10.1, 13—15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса.

Собственник может оставить лес на своем участке, проредить, расчистить, сделать его удобным для нахождения в нем – также можно его и вырубить.

Смотреть вебинар по ссылке.


Поделиться:

Хотите узнать подробнее о проекте?

Оставьте заявку, мы отправим вам презентацию о проекте на почту