Легенда поселка «Царское село»
Опубликовано: 21.09.2023
Поселок «Царское село» расположен на берегу реки Осуги, которая несет свои воды в великую реку Волгу, рядом протекает река Вазуза и находится живописное Вазузское водохранилище. Это уникальное место со своей историей и легендами.
Ивовая река
Поселок «Царское село» с одной стороны окружен хвойными и лиственными деревьями, а с другой стороны протекает живописная река Осуга.
Еще за тысячи лет до нашей эры древние племена облюбовали места вдоль берегов Осуги. Здесь они охотились на диких птиц и животных, ловили рыбу и создавали первые орудия труда и предметы домашней утвари.
Все это попало под пристальное внимание историков и археологов, которые обнаружили в одном из древних городищ вдоль левого мыса реки артефакты железного века: множество обожженных камней и лепной керамики, украшенной защипами и небольшими углублениями.
Кроме того, здесь дикие племена занимались выплавкой металла — под метровым слоем земли специалисты обнаружили железный сплав, оставшийся после того, как из руды выплавили более ценные металлы.
Руины водяной мельницы, оставшейся после диких племен
Позднее Осуга приютила на своих берегах угро-финские племена (меря), которые и дали ей это имя. Существует два варианта перевода названия: Йиссу, что с древнефинского переводится «устье», и Осу-йога — «ивовая река».
Для угро-финских племен ива была мистическим деревом. В своем эпосе они нередко обращаются к дереву как к источнику магической энергии, способной как укрыть главного героя от злодея, так и стать препятствием на его пути. Это дерево занимало важную часть в мифах проживающих там племен, что и отразилось на названии реки.
Из варяг в греки
С приходом на эту территорию славянских племен угро-финское население было частично вытеснено, а частично смешалось с прошлыми племенами. Славяне активно осваивали территорию и проложили здесь один из путей на юг Киевского княжества, то есть одну из ветвей пути из Балтийского моря в Черное, Каспийское и «из варяг в греки». Одним из значимых переходов между бассейнами Волги и Западной Двины считается волок между верховьями Осуги и Берёзы.
Археологи считают, что путь вниз по Осуге в раннем средневековье был одним из важнейших. На это указывают найденные археологами курганы X–XII веков, расположенные вдоль реки.
Легенда о затопленном храме
История часовни, возвышающейся над поверхностью воды Вазузского водохранилища, берет свое начало с истории семьи французских роялистов, переехавших в Россию после неудачной попытки революционного переворота во Франции в конце XVIII века.
Неподалеку от поселка «Царское село» располагалось фамильное имение Алексеевское, основанное Александром Александровичем Бельгардом. Глава семейства был уважаемым человеком: он выслужился до генерал-майора, став крупным военачальником.
Его жена, Варвара Николаевна, урожденная Хвостова, также происходила из достаточно богатой семьи, так что Бельгарды были крупными помещиками и владели большими землями по рекам Осуге и Вазузе, включая деревни Щеколдино, Логово, Гридякино, Гнездилово. С течением времени семья Бельгардов росла: у Варвары Николаевны и Александра Александровича родилось 5 детей. И редкий из потомков не дослужился до генерала! Российский Императорский Дом знал Бельгардов как талантливых командиров и полководцев: сыновья Александра Александровича успешно поддерживали военную славу семьи.
Последний владелец ныне исчезнувшего имения внук Бельгарда старшего — Алексей Валерианович Бельгард — служил в лейб-гвардейском конном полку, но потом, в результате травмы, перешел на гражданскую службу по части юстиции. Усердная служба дала свои плоды: он был назначен тайным советником и гофмейстером (управляющим) Высочайшего Двора, затем губернатором Эстонии, сенатором.
По одной из версий, именно Алексей Валерианович дал приказ построить православную часовню. Сделано это было в память об ушедших членах семьи Бельгардов, в том числе о собственном сыне, умершем из-за туберкулеза костей в 6-летнем возрасте.
И все же жизнь продолжалась. Алексей Бельгард за годы службы завоевал репутацию верного человека и ни разу не заставил императора сомневаться в своей преданности. Расстрел царской семьи и революция стали для него настоящей трагедией.
После событий 1917 и 1918 годов он покинул Россию, оставив в родном имении почти все, что было нажито родом Бельгардов за три поколения. Уцелевшие картины, гравюры и книги семьи сегодня хранятся в Тверском музее. На прежнем месте осталась только часовня — так называемый «Затопленный храм Бельгардов».
Иногда среди краеведов возникают дискуссии о религиозной принадлежности Бельгардов и о построенной часовне. Некоторые исследователи полагают, что часовня была католической, поскольку Бельгард старший был католиком, как и все французы того времени, и семья сохранила свое вероисповедание.
Однако сохранились документы, согласно которым Александр Александрович, уже переехав в Россию, крестился по православной традиции и перед смертью исповедовался православному священнику. Исходя из этого, ученые все-таки пришли к выводу, что храм Бельгардов является православной часовней, хоть и построенной в не совсем привычном для этой традиции стиле.
Периодически, когда уровень воды в водохранилище поднимается, храм затапливает. Тогда из поверхности воды видна только верхняя часть здания, и к нему можно подплыть на лодке. Однако большую часть времени уровень воды остается в норме, и у туристов есть возможность вплотную подойти к стенам часовни.
Сейчас большая часть уникальной архитектуры утеряна: в часовне не найти икон, фресок или религиозных предметов. Однако сохранилась часть здания, которая отчасти дает нам представление о вековой истории рода Бельгардов, когда-то живших на этих землях.
Поделиться: