Родовые поместья и дачное движение Советского периода

Автор Елена КАТКОВА, создатель родового поместья в поселении, состоящем из родовых поместий "КОВЧЕГ", Малоярославецкого района, Калужской обл.

Давайте немного предыстории. В 60-е годы в Советском Союзе началось массовое дачное движение. Конечно, и раньше давали земли под огороды от предприятий. Но в 60-е годы это движение стало особенно активным и массовым. Дачные участки брали люди всех профессий — рабочие, инженеры, артисты, космонавты и академики. Люди старшего поколения помнят как стояли на предприятии в очереди на дачный участок. Под дачи отдавали как всегда неудобья. Однако тяга людей к земле была настолько велика, что брали любые участки, разбивали маленькие садики, огородики, строили маленькие домишки. И дружно всей семьей выезжали туда на выходные.

Для чего все это вспоминать? Нам сейчас кажется, что в этом ничего особенного, выдающегося не было. И все отношение к этому массовому общественному движению сводится, как правило, к оценке экономических параметров процесса. Например, в 80-90 е годы на дачах производилось до 80% товарного картофеля. Проще говоря, люди сами себя кормили.

Однако в книгах В.Н.Мегре серии «Звенящие Кедры России» мы находим совершенно неожиданную – высокую оценку – дачного движения при рассмотрении его с другой точки зрения. В этих книгах утверждается, что ласковое трепетное, бережное отношение к земле в этот период на дачах… спасло от надвигющейся планетарной катастрофы!

Конечно же нельзя сказать, что этот эффект никак не рассматривался психологами. Рассматривался, но оценивался сухими словами, как рекреационный эффект, повышение настроения, снижение социальной напряженности — но не более того. Это очень важно рассмотреть подробно.

Ласковое бережное отношение человека к земле напрямую положительно влияет на климат и улучшает эмоциональное общественное настроение. И поэтому эта тема имеет самое прямое отношение к сегодняшним народным родовым поместьям.

Сама тяга к земле – это что?: Хобби, индивидуальная особенность или фундаментальная божественная потребность человека?

Дачное движение охватило все социальные слои населения, все профессии – от рабочего до министра, от поварихи до академика. Поэтому приходится признать, это живое чувство есть в каждом человеке.

Очень интересен тот факт, что на маленьких дачных участках по 4-6 соток применение сельскохозяйственных механизмов очень ограниченно или невозможно. Поэтому люди именно своими руками сами лично делали то, чего душа просит. Кто-то побольше делал огорода, кто-то больше сада, а у кого-то – газон, шезлонг и мангал.

Давайте называть вещи своими именами: таким образом, люди реализовывали свою мечту о прекрасном пространстве для себя любимого, хотя и в маленьком масштабе.

Само качество продуктов, выращенных на маленьких участках своими руками очень высокое. Это не просто 80% товарного картофеля, это не просто экономический показатель, это овощи, ягоды, фрукты и цветы, выращенные с большой любовью и без применения химии.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, предлагаем следующие выводы: это дачное движение в России было уникальным явлением, такого не было нигде в мире. Однозначно улучшало качество жизни человека. Улучшало общественный климат. Улучшало свойства обработанной земли. Все это в комплексе говорит о том, что дачное движение как социальное явление остается недооцененным, главным образом потому, что не рассматривались как главные, как основные его психологические нравственные аспекты.

Напрашивается простой логичный вывод — дачное движение в России было генеральной репетицией перед началом движения народных родовых поместий.

Дачное движение очень близко по духу современным родовым поместьям. Не случайно в поселениях родовых поместий ( а их уже около 400 ) по всей стране 23 июля отмечается «День дачника и Праздник всей Земли». Это и дань уважения, и преемственность..

Потрясающий отзыв прислала одна читательница на статью от 20.12.2021 о родовых поместьях: «Мои родители, были инженеры, работали на промышленном предприятии. Каждый год на предприятии выдавали земли под огороды. Хочешь 5 соток бери, хочешь 10, сколько надо — столько и бери. Выращивали очень много. Всю зиму ели свое. И это северный Урал – зона очень рискованного земледелия! А теперь мы работаем на 2-х работах, чтобы заработать побольше денег и купить пластиковую еду в магазине. Что с нами сделалось?»

Проблема переезда человека на землю назрела и даже уже перезрела. Очень многие люди, уставшие от городской толкотни, многочасового стояния в пробках, скученности , вечной спешки и общей нервозности городской жизни, хотели бы переехать на землю. Но зачастую не знают, как это сделать.

Народное родовое поместье – вот решение!

Родовое поместье – это неделимый гектар земли Весь гектар представляет собой большой природосообразный дом, в котором есть и жилище, предназначенное для постоянного проживания семьи, хозпостройки, и все, что необходимо для счастья человека, для радостной и полноценной жизни семьи.

Для того, чтобы глубже понять суть явления, давайте помечтаем о доме.

Мой дом – он какой? Маленький, но благоустроенный. Стоит он где? Ну, конечно, на природе. Хорошо бы рядом с лесом и речкой. Рядом живут соседи. Какие? Хорошо бы, что бы они тоже были вашими единомышленниками, тоже хотели жить на природе.

Участок — какого размера? Две-три сотки или два-три гектара? Этот вопрос, который надо исследовать опытным путем. Две-три сотки явно мало, а два-три гектара, если конечно нет большого хозяйства, вроде как и многовато. Получается что гектар – оптимально!

Гектар – то пространство, на котором размещается все, что человек может охватить своим вниманием.

Изгородь — вокруг участка какая? Любой забор – это, во-первых дорого, во-вторых требует постоянного ремонта и ухода. А живая изгородь, один раз посаженная, растет сама по себе, да еще и воздух, и почву улучшает, привлекает лесных птиц, белочек.

Рядом с домом несколько хвойных деревьев для чудесного аромата, также несколько кедров для будущих поколений (для детей и внуков), которые кроме аромата через 15-20 лет дадут урожай орехов. Маленький прудик в жару очень востребован. А зимой – чудесный естественный каток для детей. Сад, огород, несколько любимых лесных деревьев и кусто, клумбы с цветами. Банька, колодец, хозпостройки, качели для детей, песочница.

Нарисуй все это в масштабе на листе бумаги, разместите все это красиво, как вам хочется. Вот вам и гектар под родовое поместье. Все очень просто, логично и привлекательно. Прибавь, что ты все сделал своими руками! На всех этих растениях, объектах и строениях (дом, баня, сад, огород и т.д) лежит отпечаток именно твоей мысли, именно твоей мечты. Находиться в таком пространстве очень комфортно.

Никакой мистики и зауми. Каждый ныне живущий человек в одном только шаге от этой благодати.

Чтобы дом был именно Домом, жители поселения, состоящего из родовых поместий, принимают на себя ряд добровольных самоограничений.

На гектаре нельзя размещать промышленные производства. Можно только мелкие ремесленные мастерские.

Нельзя, например, размещать крупный животноводческий комплекс. Можно только небольшое личное подсобное хозяйство.

Если человек хочет заниматься сельхоздеятельностью – это очень хорошо. Но для этого он может организовать фермерское хозяйство на соседних сх полях.

Нельзя использовать в поместье наемный труд на постоянной основе. Если нанять десяток гастарбайтеров, которые будут работать на твоем гектаре, то они наполнят пространство своими мыслями и желаниями. И это уже будет не совсем твой дом. А вот пригласить печника, плотника, электрика на этапе строительства дома – конечно же можно.

Поместье не запрограммировано как обьект для получения прибыли. Функция его совершенно другая.

И только разумный баланс между свободным творчеством и этими добровольными осознанными ограничениями делает родовое поместье Домом с большой буквы.

Елена Каткова

Источник - МАЯК.тв


Поделиться:

Хотите узнать подробнее о проекте?

Оставьте заявку, мы отправим вам презентацию о проекте на почту