Как изменились приоритеты у покупателей земли?
Опубликовано: 18.10.2022
Яндекс.Картинки
Специалисты компании MOZAIK development собрали ТОП вопросов, которые начали задавать в последние два года люди, покупающие недвижимость в коттеджных поселках. Обработаны более 12 тысяч обращений, в основном по Подмосковью. Но некоторые тенденции будут интересны также девелоперам и риелторам других регионов.
«Изменения в иерархии популярности вопросов иллюстрируют происходящие на рынке события, смену приоритетов целевой аудитории», — полагает Алла Ковалева, коммерческий директор компании.
Связь важнее канализации!
Лидеры остались прежними: цена, наличие коммуникаций, качество дорог, затраты на эксплуатацию, окружение и охрана.
Вопросы про связь и Интернет появились в информационном поле достаточно давно, но с началом пандемии и распространением «удаленки» эта тема вошла в ТОП самых частых — практически наравне с традиционными заботами о подключении инженерных сетей (воды, электричества, водоотведения). За пару лет тренд изменился: уже важен не просто Интернет, а оптоволоконный кабель с гарантированным высокоскоростным доступом. И ранее построенные поселки по возможности обзаводятся такой «фишкой», если это не приводит к слишком значимому увеличению целевых взносов. Важно, что эта опция распространена не только в проектах бизнес-класса. Например, Роман Филиппов, девелопер КП «Виль-Парк» (его относят к комфорт-классу) считает наличие оптоволоконного кабеля в своем проекте одним из важных преимуществ, наряду с центральным водоснабжением.
Ипотека и коворкинги
Тема ипотеки вышла на второе место. Это, конечно, связано со все более широким распространением и активным продвижением госпрограмм льготного кредитования ИЖС; с 31 мая 2022 года появилось предложение ипотеки для самостоятельного строительства. Сельская ипотека под 3% вообще могла бы стать мегапопулярной, но ее сдерживает набор (не всегда разумных) ограничений (по возрасту объекта, по территории и максимальному размеру кредита). В результате заявок на сельскую ипотеку даже не в разы, а на пару порядков больше, чем реально выданных займов. Рекреационные возможности также получили импульс сначала в пандемию, а затем с введением санкций и закрытием границ. Сработали ограничения, запрет перелетов, недоступность зарубежных курортов. Проекты поселков вблизи крупных водоемов, объектов природного и архитектурного наследия пользуются повышенной популярностью.
Новым топовым вопросом стал коворкинг. И это тоже следствие пандемии и изменения отношения к коттеджу: теперь это все чаще основное место проживания, а не дача (в традиционном понимании) и даже не второе жилье. Актуальным стало наличие рабочего пространства, оборудованного офисной техникой, обеспеченного переговорными и т.д. Но чаще коворкинги пока в основном встречаются (и продвигаются как «фишка») в проектах комфортной малоэтажки.
Экология как инвестиция
Тема экологии двойственна. Понятно, что лес, речка или озеро, чистый воздух — это совершенно традиционный набор, вне которого загородное жилье представляется с трудом. (Отсутствие любой из этих позиций — явный минус.) Но теперь все яснее просматривается следующий уровень: потенциальных покупателей интересует, насколько серьезно организаторы коттеджного проекта заботятся об окружающей среде, о сохранении леса, об очищении стоков и благоустройстве берега — при безусловном сохранении доступности. Важны даже контейнеры для раздельного сбора отходов.
Например, в Петербурге эта тенденция пока не преобладает: жителям хватает хлопот в борьбе с проектами мусорных полигонов. Из «концептуально продвинутых» можно, наверное, назвать «хонковские» поселки, где деревья стараются сохранить по максимуму. По словам руководителя компании «Росса Ракенне СПб» Александра Царева, многие покупатели понимают, что участок со взрослыми деревьями и эстетически привлекательнее, чем площадка, закатанная в бетон, и чисто экономически выгоден. (В случае продажи гарантированно привлечет клиентов.)
Из архитекторов, работающих в петербургском регионе, стоит упомянуть Игоря Фирсова с его знаменитым «лесным домом с параболической крышей». Игорь Фирсов, кстати, отмечает, что тенденция строительства в духе forest friendly пока больше распространена в гостиничных проектах (глэмпинги и т.д.).
Таблица 1. Распределение интересов
В обращениях, как правило, фиксировали несколько вопросов, поэтому сумма больше 100%. Данные компании MOZAIK development
Источник - Пригород
Поделиться: